Часть 1. Глава 4
На следующий день было запланировано две экскурсии. Одна коллективная на атомный ледокол «Ленин» и вторая индивидуальная в сторону Заполярного. Валерия не понимала почему меня тянет в этот Заполярный. Это направление вообще не пользовалось популярностью у туристов, поскольку интересного в той стороне очень мало. Есть более насыщенные и проверенные направления. Но дело в том, что на старте этого путешествия я записал видео, в котором и обозначил Заполярный как самую дальнюю точку маршрута. Почему именно Заполярный? Просто потому, что дальше был только город Никель, но он находится практически у самой границы и, вполне вероятно, свободный доступ в него был закрыт. Впоследствии выяснилось, что и Заполярный находится в приграничной зоне.
Кроме экскурсий, мне нужно было срочно отремонтировать мой телефон, потому что без него было очень неудобно. Обзвонив несколько ремонтных мастерских, выбрал наиболее подходящий вариант. Поскольку телефон приложился неслабо, ремонт предстоял непростой. На такси добрался до мастерской, сдал пострадавшего и поехал к морвокзалу, где на вечной стоянке стоит атомный ледокол «Ленин»
Атомный ледокол «Ленин» — это первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Поскольку это первое в мире судно, то и сложностей с его постройкой и эксплуатацией было очень много. В строительстве атомохода принимали участие многие сотни предприятий Советского Союза. Были разработаны и претворены в жизнь огромное количество технических решений, новых образцов оборудования и механизмов. Атомоход стал экспериментальной базой и кузницей кадров для атомного флота России. В сети об этом чуде инженерной мысли есть огромное количество информации, поэтому повторяться не имеет смысла. Да и мой дилетантский подход может оскорбить специалистов этого дела.
Туристические группы шли одна за другой, поток огромный. Фотоаппарат с собой вообще не брал, поэтому фотки получились плохие. Несмотря на мой огромный интерес к технике и разнообразным механизмам, из-за толкучки хотелось уже поскорее выбраться на берег.
На берегу вдохнул полной грудью свежий морской воздух и захотел посидеть на лавочке у причала. Там уже сидел мужик лет 60 и рыбачил. Я поздоровался с ним и сел рядом, не ожидая никаких фольклорных радостей. Замечаю, что он не очень рад моему появлению и очень хочет высказать какие-то претензии, но нет повода. И тут до меня доходит, что его задолбали туристы, которые посещают ледокол. Он начинает бурчать на русском разговорном языке, вроде и не мне, но, чтобы я тоже слышал. И делал это так колоритно, что я не выдержал и начал украдкой его снимать. Так весело мне давно не было.
Пока происходило мое знакомство с дедушкой нашего атомного флота, мурманские умельцы починили мой телефон. Ремонт обошелся в 18 т.р. Недешево, но ничего не поделаешь.
Через некоторое время меня подобрал автомобиль, за рулем которого был Сергей, супруг Валерии и Алена, мой экскурсовод на сегодня. Алена работает научным сотрудником в Мурманском областном краеведческом музее и специально для меня подобрала интересный исторический материал.
Мы переехали на противоположную сторону Кольского залива и двинулись в сторону границы с Норвегией и Финляндией.
Эти места буквально пропитаны человеческой кровью. Каждый военный конфликт, коих было великое множество приводил к огромным человеческим жертвам. Эти территории много раз переходили от одного государства к другому. Самые драматические события произошли, конечно же, во времена Великой Отечественной Войны 41-45 годов.
Военные действия в Заполярье были событиями мирового масштаба. В плане «Барбаросса» захвату Кольского полуострова отводилось особое место. Еще до начала войны Северный морской путь был очень интересен Германии, поскольку являлся ключевой транспортной артерией СССР.
Алена рассказала об основных этапах боевых действий, о героизме пограничников первыми попавшими под удар, о самоотверженной борьбе с врагом не только на передовой, но и в тылу. Поведала мне о том, что Мурманск занимает второе место после Сталинграда по количеству сброшенных бомб и снарядов в пересчете на один квадратный метр. Так совпало, что несколько месяцев назад я посещал Волгоград на пути из Астрахани вместе со своим сыном. И только здесь до меня дошел весь масштаб Великой Отечественной Войны. Я на себе почувствовал огромную протяженность фронта. От Кольского полуострова до Каспийского моря. Это уму невообразимо. Одно дело изучать события по учебникам, другое дело лично побывать на местах сражений.
Первая остановка была примерно в 80 километрах от Мурманска на месте ожесточенных боев. В этом месте, на берегу реки Западная Лица находится Мемориальное кладбище Долина Славы, которую ранее называли Долиной Смерти. Бойцов здесь погибло бесчисленное множество, останки до сих пор находят и хоронят. Всего захоронено 7000 человек.
На гранитной стелле выгравированы найденные при раскопках прощальные письма, которые писали погибающие бойцы в надежде что когда-нибудь их прочтут. Вот некоторые, которые мне удалось разобрать.
Друзья слушайте совет – бейте немца. Погибаю за правое дело!
Я умираю но не сдаюсь прощай Родина 20/VII-43
Прощайте тов мстите фашистским извергам за нашу смерть
Погибшие от рук фашистов 15/I 43 г
Меня немцы убили 28.VII.43 г отомстите за меня, за всех погибших … М.Грызуп
Мы защитники ….ой Родины смертью храбрых погибли в этом месте нас было 4 Коз..уб, …ков, Синин, ..нкот.. 1943 г
ПО Рыбачий Ролик М.И. пулеметчик погиб 1-6-44
Я умираю без страха… Мужайтесь Колодин П. I-VII-43
Ева прошу потом сообщить Степану и Варе о моей смерти и брату Ивану. Павел Мельников
Моя жизнь окончилась в бою за общечеловеческое счастье. С.Скоблов 29.V-43
Прощайте всё товарищи не увидимся. Корнев Петр.
Родные. В предсмертный час пишу Вам. Не обижайте друг друга. Папа берегите Тоню и Сашу 20-VI-42 г. Бородин Т.
Извещение. Ваш сын красноармеец … Виктор Федорович уроженец г. Архангельск пропал без вести в сентябре
Пал Володя из Москвы нас двое но мы будNм стоять пока хватит духа до подхода своих… и вот я один остался раненый в голову и руку возможно я умру русский родителей нет 22.II.42 г Виноградов
Сообщите о нашей смерти нас осталось 5 человек погибли за нашу советскую родину 2.VI.43 Бойко, ..вченко…
Кровь за кровь, смерть за смерть
Товарищи погибаю за родину не жалея жизни прощайте дорогая сестра Наташа и мама и папа. 18.VI.1943 М.Кисляк
Скажите маме сдаваться не будем 1941 г.
Погибаю за защиту родины осталась семья в количестве 6 человек жена и 5 детей в возрасте от одного года и до 10 лет прошу сообщить о моей смерти призывался 18 августа 1941 года Тарногским военкоматом Пешков
Умрем но не уйдем
Сообщите о моей гибели на фронте отечественной войны погибаю смертью храбрых за освобождение родины
Победа наша. Прощай родина и сообщите родственникам твой сын Русанов 44 г.
Прощайте мама ухожу в сырую землю 9.II.41
Погибаем остался я Смирнов В. и Восковский скажите маме. Сдаваться не будем 1941 г.
Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда!
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Когда впервые увидел на Мемориале эти письма, был потрясен, но сдержался. Потом, когда внимательно рассматривал нестройные буквы и пытался разобрать слова, слез сдержать уже не мог.
После посещения Мемориала некоторое время ехали молча. До поворотной точки сегодняшнего путешествия — Заполярного нужно было ехать еще 130 км. Алена начала рассказывать о Заполярном, Никеле, но рассказывать было особо нечего кроме энциклопедических данных. Она не понимала, почему меня туда тянет, а я и сам толком объяснить не мог. Вот взбрело в голову, увидел на карте и захотелось. Конечно, это было читерством ехать туда на машине, в то время пока Гусенок скучал в гостинице.
И тут Алена между делом, вполголоса, произносит фразу, от которой у меня волосы начали подниматься:
— А я было подумала, может вы хотите Кольскую сверхглубокую скважину увидеть.
— Что!?!?! Кольская сверхглубокая? Самая глубокая скважина в мире где-то рядом?
Алена скромно улыбаясь спокойно говорит:
— Ну да это, где-то возле Заполярного. Просто у нас в музее есть экспозиция, посвященная этой скважине.
Это просто необъяснимо. Дело в том, что на протяжении жизни меня окружает всё, что связано с подземными недрами, водами и пр. Скважины на воду, проведение геологических исследований при разнообразном строительстве, все это было в моей жизни и очень нравилось. Эта манящая неизвестность сродни полету в космос, или глубоководному погружению. Мне много попадалось материала про эту скважину, слышал разные сумасшедшие истории типа дороги или колодца в ад. Но я до сих пор не мог осознать, что нахожусь реально на краю света. И что для изучения потрясающей истории не нужно никуда ехать. Я уже приехал, я уже здесь!!!
И если сначала у меня были сомнения ехать к этому Заполярному или не ехать дальше, то сейчас стало понятно: ехать и еще как ехать, причем не в Заполярный, а на Кольскую сверхглубокую! Вот так будущее становится просроченным. То есть будущее, еще не наступив, при изменении обстоятельств становится прошлым. Несколько минут назад Заполярный для меня был поворотной точкой, досадным рубежом, который просто надо преодолеть. А сейчас стал просто ступенью к следующей цели.
Сергей, конечно, от такой перспективы восторга не испытал, но и особых возражений не высказывал. Вызывала беспокойство только низкая посадка легковой машины. Но у меня в голове уже плясали кони! Я уже точно знал, чем буду заниматься завтра. Сейчас нужно было собрать максимум информации, чтобы завтра день прошел наиболее эффективно.
На нашем пути оказался КПП в Старой Титовке при въезде в приграничную зону. Справа у дороги стояла зеленая будка, по обе стороны дороги были открытые шлагбаумы. На разделительной полосе стоял погранец и проверял паспорта у водителей и пассажиров. У меня, соответственно, не было ни разрешения, ни местной прописки. Машина, конечно, была на местных номерах, поэтому не привлекала особого внимания. Мы с Аленой сидели сзади. Сергей протянул погранцу свой паспорт, на вопрос- местные ли пассажиры, промычал ему что-то невнятное. На вопрос как проехать на Кольскую сверхглубокую, погранец поржал и ответил, что туда мы точно не проедем. Рассказал, что вчера какая-то тетка поехала туда типа на крутом джипе и перевернулась.
Но все равно я настоял на продолжении поездки пока возможно.
Вот таки были пейзажи вокруг и, наконец-то, многострадальный Заполярный!
За Заполярным дорога раздваивалась. Правее шел новый участок трассы Р-21 «Кола» к пограничному переходу на Киркенес, а левее 47К-086 старая дорога на Никель. Навигатор показывал, что нам левее. Километров через 8 нужно было повернуть с трассы налево, но нашему автомобилю это было уже не под силу. Близко локоть да не укусишь.)
Мы развернулись и поехали обратно. На обратном пути в Мурманск заехали еще в несколько интересных мест. Увидел авианесущий крейсер Кузнецов. Закончили вечер в Тундре. Кроме ужина в ресторане, заказал еды для завтрашнего путешествия на Кольскую сверхглубокую.